SILVER CHINS

Шиншилловая ферма

Семинар - «Состояние и перспективы развития современного шиншилловодства»

sostoyanie i perspektivy 1

БЕСПЛАТНЫЙ СЕМИНАР 

«СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ШИНШИЛЛОВОДСТВА»

6 февраля 2020 г., 11.00-12.30, павильон 75 (зал А), зал «ЧАЯНОВ»

Шиншилловодство – сравнительно молодая отрасль для российского звероводства. И как во всяком начинании здесь очень важен первый наработанный опыт. В ходе семинара российские специалисты-практики расскажут о сложностях организации шиншилловой фермы, основных проблемах с которыми могут столкнуться начинающие заводчики. При этом, опираясь на собственный опыт, докладчики раскроют современное состояние этой отрасли, а так же перспективы развития мирового и отечественного шиншилловодства.

Модератор: Бакиев Михаил Игоревич Silver Chins

11.00 – 11:05

Вступительное слово модератора

11.05 – 11:20

«Тема шиншилловодства на страницах журнала «Вопросы кролиководства»» Бекетов Сергей Валериевич, главный редактор журнала «Вопросы кролиководства»

11.20 – 11:35

«Шиншилловодство – как бизнес» Бакиев Михаил Игоревич, Silver Chins

11.35 – 11:50

«Особенности кормления шиншилл» Бакиев Михаил Игоревич, Silver Chins

11.50– 12:05

«Селекционная работа на ферме и наследование окрасок волосяного покрова у шиншилл» Козлов Александр Владимирович, ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)

12.05 – 12:20

Мастер-класс по бонитировке шиншилл, Козлов Александр Владимирович, ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)

12:20 – 12:30

Вопросы – ответы. Заключительное слово (модератор)

sostoyanie i perspektivy 3

sostoyanie i perspektivy 14

sostoyanie i perspektivy 15

sostoyanie i perspektivy 16

sostoyanie i perspektivy 17

sostoyanie i perspektivy 4

sostoyanie i perspektivy 5

sostoyanie i perspektivy 6

sostoyanie i perspektivy 7

sostoyanie i perspektivy 8

sostoyanie i perspektivy 9

sostoyanie i perspektivy 10

sostoyanie i perspektivy 11

sostoyanie i perspektivy 12

sostoyanie i perspektivy 18

sostoyanie i perspektivy 2

Материал с семинара

Попытки развития шиншилловодства, как новой отросли в животноводстве, в нашей стране предпринимались достаточно давно. Еще во времена Союза Советских Социалистических Республик, в начале 60-ых годов была закуплена опытная партия этих животных из Америки. В дальнейшем поступившие животные были распределены по двум научно исследовательским институтам страны с целью более глубокого их исследования, а так же изучения возможности акклиматизации шиншилл в естественной природной среде на территории сразу нескольких союзных республик находившихся в составе СССР.

К сожалению, к началу 70 годов, этот государственный проект был закрыт. Выпущенные к тому моменту на волю животные, так и не смогли закрепиться и приспособиться к новым условиям существования в дикой природе. Причиной тому послужили не соответствующие шиншиллам климатические условия обитания или хищники, традиционно проживающие на данных территориях.

С учетом особенностей социалистического планового хозяйства, фермерское разведение шиншилл на просторах СССР, так же не получило развития.  И только после развала Союза и открытия «железного занавеса», в 90 годы шиншиллами вновь заинтересовались новоявленные фермеры по всей стране. Особенно актуально это стало в бывших республиках, граничащих с Польшей, в которой, шиншилловодство как отрасль, в это время, уже поддерживалось на уровне государства. В Польше были созданы 1000 частных ферм по выращиванию этих зверьков на мех, а так же была освоена технология выделки этого капризного меха.

Первое с чем столкнулись фермеры с бывшего союза, так это отсутствие качественной кормовой базы. Неправильный рацион питания очень скоро сказался и на здоровье зверьков, а как следствие и на качестве их меха. Кроме того, массовая погоня за низкой ценой при покупке племенных животных за границей привела к тому, что к нам попадала в большей массе генетическая отбраковка. Последней преградой к популяризации этого бизнеса послужило отсутствие в стране технологии и самой химии для правильной выработки этого меха.

Все перечисленное привело к тому, что сбыт шкурок шиншиллы так и не был налажен.  В связи с этим многим фермерам пришлось отказаться от этой затеи. Но, несмотря на это, нашлись и те предприниматели, кто смог на этом зарабатывать не плохие деньги, организовав «пирамиду» на вроде той, что и выращивание грибов вешенки на подоконниках или балконах в квартирах.

В это же время возникло еще одно направление в бизнесе, завязанном на разведении шиншилл, но уже не в качестве получения на выходе мехового полуфабриката, а в качестве декоративного домашнего животного вроде хомяков, крыс и морских свинок. И тут надо признать, что шиншилла по многим аспектам, важным для домашнего разведения, таким как внешняя привлекательность, сообразительность, отсутствие запаха, малоплодность, обошли по популярности большинство традиционно содержащихся в домашних условиях грызунов.

Начиная с 2000 годов, шиншилла все больше стала завоевывать рынок декоративных животных. К этому подталкивало еще и наличие большого количества разнообразных цветовых мутаций. Многие любители заболели идеей смешивания различных мутаций между собой с целью получения шиншилл все новых и новых окрасов. Цены на редкие окрасы могли легко доходить до 5000$ за одно животное. Из-за малоплодности этих грызунов процесс насыщения отечественного рынка цветными шиншиллами растянулся на десяток лет. Затягивая в этот марафон все большее и большее количество домашних заводчиков. При этом качество самих животных неуклонно падало, в разведение пускалось все подряд без какого либо отбора. Как и любой пузырь, этот процесс должен был когда-то лопнуть. Это случилось  примерно в 2013 году, предложения о продажах  животных стали явно превышать спрос  на них. С этого момента начался обратный отсчет, многие крупные питомники декоративных шиншилл начали сокращаться или закрываться полностью. Ускорил эту тенденцию и рукотворный кризис 2014 года. Стабильное сокращение дохода населения сыграло в этом деле не последнюю роль.

До 2013 годы мы тоже были в числе крупных питомников декоративных шиншилл, имея большой опыт содержания этих животных, но при этом, понимая бесперспективность дальнейшего разведения. Перед  нами, как и перед всеми другими заводчиками, встал вопрос  о сокращении и закрытии питомника или о переходе к фермерскому разведению шиншилл.

В это же время на нашем рынке произошло знаковое событие. Впервые в Россию была полностью завезена одна из лучших меховых ферм Польши (ACF).  В город Кимры Тверской области приехало из Польши 1300 голов меховых шиншилл. Личное знакомство, а впоследствии, дружеские отношения с владельцем «Ильинского Зверохозяйства» Тимуром Бекмурзиевым позволили нам полностью переоценить представление о качестве этих животных, а в дальнейшем, на основе привезенных животных, и сформировать свое племенное ядро.

Качественное поголовье шиншилл на ферме, это очень важное условие, но, к сожалению, не единственное. Без достойного питания даже животное шоу класса очень быстро потеряет присущий ему лоск и красоту меха.  Двух кратное падение национальной валюты в 2014 году заставило нас действовать в этом направлении очень быстро. Так как с продажи исчезли импортные корма, мы были вынуждены самостоятельно разработать, опробовать, а в дальнейшем  и освоить производство собственного корма для шиншилл. Уже больше 6 лет мы производим свою собственную линейку кормов. За это время наш корм оценили и используют в своих хозяйствах многие фермеры и любители по всей стране.

Следующее что нам предстояло самостоятельно преодолеть и освоить, это качественная выделка меха. На тот момент, объехав всю Россию, мы не смогли найти ни одну меховую фабрику, где бы нам смогли предложить выделку меха шиншиллы соответствующую мировому стандарту качества. Больше года нам пришлось потратить на разработку собственной технологии выделки этого меха.

И казалось бы, вот он успех…. Но это была не последняя стена на нашем тернистом пути. Реализация конечного продукта – это финальная стадия любого бизнеса. И тут нас ожидали новые преграды. До нас, в России, мех шиншиллы никем не был представлен. Все ателье работали исключительно с иностранным мехом. Прошлые попытки наших фермеров реализовать шкурки низкокачественных животных выделанных по гостам наших мехо-перерабатывающих  фабрик, привели к тому, что любое упоминание о российском происхождении шкурок и выделке, вызывало у представителей элитных ателье полное нежелание продолжать разговор на эту тему. Такая тенденция сложилась повсеместно, куда бы мы не обращались с предложением и только в редких случаях удавалось уговорить потенциального покупателя посмотреть товар лицом. После этого происходил разрыв шаблона и легкое замешательство. ….

Только время и наше упорство смогло изменить эту ситуацию. Сейчас наш бренд «SilverChins» уже заслужил свою репутацию и пользуется спросом у многих меховых ателье. Правда, для конечных потребителей, очень часто, наш мех выдают за венгерский или польский. Так как в головах многих состоятельных россиян сидит устойчивая установка, что все что отечественное – все гуамно.

Теперь, закончив с подведением исторических итогов,  можно рассказать о том, что происходит в данное время в шиншилловодстве.

В настоящий момент крупных заводчиков декоративных шиншилл практически не осталось, в следствии этого, спрос на домашних любимцев немного подрос, и скорректировался. К сожалению, построить на одном этом работающий бизнес едва ли у кого получится. Это может быть только дополнительным ручейком дохода.

Пирамиды, сулящие доход от приема молодняка, существуют и по сей день. Этот бизнес самый устойчивый, это как казино. Организаторы играют на национальной черте нашего народа – на лени и вере в чудо. Они всегда будут в финансовом плюсе по законам математики, а остальным уже как повезет. В любых пирамидальных образованиях, где нет потребителя конечного продукта, крайним  всегда остается последнее звено. Играть или не играть в азартные игры каждый для себя решает сам.

Разведение меховых шиншилл только на племя, без переработки и реализации  меха, тоже обречено на провал. Причин тут несколько:

во-первых,  всегда будут образовываться лишние самцы, так как на фермах шиншиллы содержатся полигамными семьями, где на одного самца приходится от 3 до 6 самок. Притом, что рождаемость у шиншилл молодняка обоих полов  равновероятная;

во-вторых, недостаточно приобрести животных хорошего качества, нужно постоянно вести селекционный отбор родившегося молодняка. В противном случае общее качество стада постепенно, от поколения к поколению, будет снижаться;

Ну и в-третьих, спрос на племенное поголовье тоже зависит от множества причин и он не является величиной постоянной.

Из всего сказанного следует единственная возможность существования бизнеса на разведении шиншилл, это совмещение разведения животных на мех и  его реализации, с продажей племенного материала, а так же продажей декоративных животных для домашнего содержания. Для большей финансовой устойчивости и независимости сюда можно добавить производство кормов и товаров, как для любителей, так и для фермеров шиншилловодов.

Но надо всегда понимать, что даже такая, полная интеграция всех циклов производства, в конечном счете, все равно зависит от последнего потребителя, в данном случае от покупателей шуб и изделий из меха.  Что в свою очередь уже не подконтрольно фермеру и полностью зависит от финансовых возможностей населения. В случае с Россией все выглядит достаточно печально, особенно в сезоне 2019-2020 годов, по нашей аналитике спрос на мех шиншиллы по сравнению с прошлыми годами упал более чем в три раза!!! И если раньше мы были вынуждены постоянно докупать мех у фермеров, то при падении спроса до нынешнего уровня, даже наша относительно небольшая ферма может покрывать запросы сегодняшних покупателей.

Возможно, кто-то скажет, что шкуры можно продавать на запад или на восток. Но здесь еще сложнее.

Начнем с запада. Содержание и создание шиншилловой фермы в Европе обойдется местному фермеру дешевле, чем в России.  Стоимость при равном качестве шкур в Европе будет ниже, чем  у нас. Это зависит от очень многих экономических факторов в нашей стране. В прошлые годы, при нехватке собственных шкур мы периодически докупали мех в европейских странах.

Что касается востока, несмотря на то, что там не разводят шиншилл на фермах, тем не менее ситуация с ценообразованием там близка к западу. Даже шкуры хорошего качества вы не продадите Китайскому брату дороже 30$ за штуку. Ему проще купить мех на аукционе в Копенгагене, чем вывозить его из России. Да и последние события с китайским короновирусом, а главное его экономические последствия не добавляют большого оптимизма в этом направлении.

Чтобы не заканчивать на минорной ноте, подведем итог ко всему сказанному.

  •  1) На сегодняшний день в России есть качественное поголовье шиншилл, на основе которого можно создать собственное племенное ядро будущей фермы и нет большой необходимости закупать и завозить животных из-за рубежа.
  •  2) В настоящий момент, не надо ничего изобретать, вся технология содержания животных в условиях фермы хорошо отлажена и доступна любому фермеру.
  •  3) С кормовой базой проблем тоже нет, можно покупать готовый проверенный корм, а можно обучиться и организовать собственный кормо-цех при ферме.
  •  4) С выделкой меха в данный момент тоже нет каких либо проблем, мы готовы выделывать любое количество меха шиншиллы.
  •  5) И, пожалуй, самое сложное, мы не знаем, что еще сделает наше правительство в попытках «поддержать» фермерство и весь малый бизнес в стране. Самое лучшее, что они могли бы сделать, это «снять корону с вируса» и дать рынку развиваться по своим экономическим законам, без их законотворческой «помощи».

Но эта тема выходит за рамки данного семинара.

Можно надеяться, что пружину нельзя сжимать до бесконечности, делая население страны все менее платежеспособным.  Как только этот тренд развернется,  и у людей появятся свободные деньги, бизнес на фермерском разведении шиншилл опять станет рентабельным и доходным. Главное дождаться этих светлых дней.

К сожалению, это касается не только фермерства. А практически всех сфер экономики, так как названная проблема носит глобальный характер в нашей стране.

 

                                           

© 2008-2019. SilverChins. Развитие шиншиловодства в России. 

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права. 

Любое их использование должно быть согласовано с администрацией сайта.