SILVER CHINS

Шиншилловая ферма

История шиншилл

          Шиншилла – небольшой пушной зверек, родом  с Западной части Южной Америки.  Ареал обитания шиншилл растянулся по всей горной цепи Андиийских  Кордильер и простирается по краю материка, вдоль побережья Тихого Океана. Проходя через такие страны, как Аргентина, Чили, Боливия и Перу.

Название шиншилла уносит свои корни, в доколумбовые времена. По приданиям в этих местах проживало племя индейцев  Chibcha, которые занимались промыслом и торговлей кожи и шерсти. Возможно, слово шиншилла созвучно и связано с названием именно этого племени.

Хотя существуют и другие теории относительно происхождения слова. На всех диалектах боливийского языка Кечуа, слово "чин", что означает  «тихий, спокойный», а слово "sinchi" - означает сильный. На языке Мапуче (на котором говорило 10% населения Чили) слово "chilla" дословно переводится, как «маленькая лисица». Союз этих слов можно трактовать как «спокойный, крепкий, маленький, с хвостом лисы».

Так же, еще до становления империи инков, в горах Анд проживало южноамериканское племя индейцев Чынча, или Хынча. Уважаемые представители этого племени носили на себе шубы из необыкновенно красивого, теплого и легкого меха. Сейчас уже трудно сказать, что было первично, а что вторично. То ли племя было названо в честь зверька, то ли зверька стали называть по имени племени. Но в любом случае, не стоит исключать, и такое происхождение этого слова.

В начале 15 века все поселения племени Чынча были разгромлены и уничтожены вступившими на их землю войсками инков. Но красота меха шиншилл не могла остаться незамеченной и была по достоинству оценена захватчиками. Мех шиншилл получил еще большую популярность. Инки, в отличии от индейцев Чынча, стали использовать не только мех этих зверьков, но и прясть  пряжу из их пуха, а затем вязать из него одежду для своей знати. Так одежда из шерсти шиншилл стала атрибутом  власти и богатства, и была возведена в ранг королевских одеяний.  Только избранные представители власти инков имели право носить одежду из меха этого зверя. Так же ценилось и нежное мясо шиншиллы. По приданию, оно помогало при лечении туберкулеза.

Хотя существуют и другие теории относительно происхождения слова. На всех диалектах боливийского языка Кечуа, слово "чин", что означает  «тихий, спокойный», а слово "sinchi" - означает сильный. На языке Мапуче (на котором говорило 10% населения Чили) слово "chilla" дословно переводится, как «маленькая лисица». Союз этих слов можно трактовать как «спокойный, крепкий, маленький, с хвостом лисы».

Так же, еще до становления империи инков, в горах Анд проживало южноамериканское племя индейцев Чынча, или Хынча. Уважаемые представители этого племени носили на себе шубы из необыкновенно красивого, теплого и легкого меха. Сейчас уже трудно сказать, что было первично, а что вторично. То ли племя было названо в честь зверька, то ли зверька стали называть по имени племени. Но в любом случае, не стоит исключать, и такое происхождение этого слова.

В начале 15 века все поселения племени Чынча были разгромлены и уничтожены вступившими на их землю войсками инков. Но красота меха шиншилл не могла остаться незамеченной и была по достоинству оценена захватчиками. Мех шиншилл получил еще большую популярность. Инки, в отличии от индейцев Чынча, стали использовать не только мех этих зверьков, но и прясть  пряжу из их пуха, а затем вязать из него одежду для своей знати. Так одежда из шерсти шиншилл стала атрибутом  власти и богатства, и была возведена в ранг королевских одеяний.  Только избранные представители власти инков имели право носить одежду из меха этого зверя. Так же ценилось и нежное мясо шиншиллы. По приданию, оно помогало при лечении туберкулеза.

Именно тогда уже были первые попытки одомашнивания шиншилл. Чем они закончились, так и осталось неизвестным. Но даже такой нарастающий  промысел не наносил сильного вреда общей популяции шиншилл. Так  как шиншиллы ведут ночной образ жизни и проживают в горной местности, на высотах до 5000 метров над уровнем моря. Охота на них была достаточно сложной задачей для того времени, она  не носила массового характера и была строго лимитирована правителями инков.

О Шиншиллах долгое время не было ничего известно за пределами их естественного ареала обитания в южноамериканских Андах.

Первые упоминания о шиншиллах пришли к нам после колонизации территории индейских племен и разгрома империи инков испанцами. В 16 веке, в своих «Комментариях» к  многотомной летописи-эпопеи Гомес Суарес де Фигероа, известный нам под псевдонимом своего отца, как Гарсиласо де ла Вега, описывал историю завоевании испанцами инкской империи Тавантин-суйу (позже переименованный в г. Куско). В этих трудах было упоминание о необычайном зверьке – шиншилле.  Цитата из книги:  «Имеется и другая разновидность кроликов, у них длинный хвост, как у кошки, они живут в пустынях и они не обращают внимания на людей, даже когда их убивают. Во времена королей инков и много лет спустя (так что даже я застал) они использовали волос зверей и делали из него пряжу, чтобы разнообразить цвета одежды, которую они носили. Он имеет светло бурый цвет, цвет пепла, волос мягкий и нежный. Он очень высоко ценился среди индейцев, его использовали только для одежды знати».

Чуть позже, в 1590 году, о шиншилле упоминается и в трудах испанского писателя-историка Хосе де Акоста, в его книге  "Historia Natural y Moral de las Indias". В его работе, среди всего прочего есть описание шиншилл. Они описываются как мелкие животные, живущие высоко в горах, внешне напоминающие сусликов.

Год

Количество штук

1885

184 548

1896

321 375

1897

147 468

1898

332 328

1899

435 463

1900

370 800

1901

385 170

1902

126 940

1903

144 000

1904

314 100

1905

247 836

1910

152 863

1915

3 202

1917

4 380

Переломный момент в истории диких шиншилл наступил после экспедиции Колумба в Южную Америку. Вскоре сюда попали первые Европейцы. К  1537 году, после повсеместного разгрома войск инков, большая часть территории бывшей империи инков оказалась во власти испанцев. Сразу после победы, первые шкурки шиншилл попали к королю Испании, в качестве подарков королевской семье. Их привез капитан испанского корабля, который потерпел неудачу при попытке собрать налоги с индейцев Перу. Но что бы выслужиться перед королевой Juana de Castilla (Хуана Безумная), капитан решает набрать шкурок шиншилл на королевское пальто. Слух о необычайно дорогом и красивом «королевском мехе» быстро разлетелся по всей Европе.  К началу 18 века меховые изделия из шиншиллы приобрели огромную популярность. В странах Северной Америки и Европы началась настоящая шиншилловая лихорадка.  Желание обладать шубой из шиншиллы подтолкнуло охотников к массовому ее истреблению, уже к концу века, охотники буквально уничтожили все колонии диких шиншилл. В 1899 году «Шиншилловый Король" Ричард Глик, (Лейпциг, Германия), выделал шкуры 78500 животных.  А в 1900 и 1901 году, его компанией  уже было обработано более 300 000 шкурок.  Зверьков уже стали забивать миллионами. Экспорт шкурок, как и количество охотников,  с каждым годом все увеличивался, а методы ловли становились все более изощренными. По некоторым оценкам, чтобы удовлетворить  все возрастающий ажиотажный спрос на мех, за несколько лет, были пойманы в ловушки несколько миллионов шиншилл.  А затем, их шкурки  были  поставлены в страны Европы и Северную Америку.

В таблице представлены данные только по официальному экспорту шкурок шиншилл из Чили. В нее не входит информация о поставках шкурок шиншилл из других стран, а также животные отловленные браконьерами.

Сложившиеся ситуация могла продолжаться бесконечно долго. Популяция диких шиншилл начала резко сокращаться. А вскоре, шиншиллы практически исчезли со всего материка. К началу 20 века, в прежних местах обитания, этих грызунов почти не осталось. Над ними нависла реальная угроза полного исчезновения как вида. В 1910 году Южно-американские правительства приняли законы, запрещающие отлов и охоту на шиншилл. И только спустя еще 8 лет, в 1918 году, Вашингтонским договором, экспорт шиншилл был окончательно запрещен.  Но еще более возросшая цена на мех животного не могла остановить волну браконьерства.  С 1929 года предпринимались различные законодательные действия по защите вымирающей популяции шиншилл. В том числе был создан национальный парк  Reserva National Las Chinchillas in Auco в Чили.

Этот заповедник дает приют последним  колониям  Длиннохвостой Шиншиллы в дикой природе.  Большой вклад в остановке массового истребления шиншилл внес  Аугусто Пиночет. По его указанию территория заповедника, где обитали остатки бывших колоний этих зверьков, была обнесена колючей проволокой, по всему его обширному периметру. Именно в период правления легендарного Чилийского диктатора, шиншиллы были объявлены национальным достоянием государства. Они не подлежали отлову, или уничтожению, а браконьерский промысел шкурок карался смертной казнью.

Но даже, не смотря на все защитные меры и полный запрет на охоту, популяция шиншилл продолжает снижаться.  Виной тому является деятельность современного человека.  Из-за выпаса домашнего скота, вырубки соседних лесов, разработки горных месторождений, многим хищникам пришлось покинуть свои привычные места обитания и уйти глубже в горы. В результате чего, у шиншилл появились новые враги. Участились случаи нападения на колонии шиншилл диких лис.

И как бы нам не было жалко этого милого пушистого зверька, едва ли мы сможем в ближайшее время, спасти шиншилл от полного их вымирания в их естественной среде обитания.

 

 

 

 

*Статья была написана с использованием общедоступной информации и картинок из открытых источников.*

                                           

© 2008-2018. SilverChins. Развитие шиншиловодства в России. 

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права. 

Любое их использование должно быть согласовано с администрацией сайта.