История шиншилл
Шиншилла – небольшой пушной зверек, родом с Западной части Южной Америки. Ареал обитания шиншилл растянулся по всей горной цепи Андиийских Кордильер и простирается по краю материка, вдоль побережья Тихого Океана. Проходя через такие страны, как Аргентина, Чили, Боливия и Перу.
Название шиншилла уносит свои корни, в доколумбовые времена. По приданиям в этих местах проживало племя индейцев Chibcha, которые занимались промыслом и торговлей кожи и шерсти. Возможно, слово шиншилла созвучно и связано с названием именно этого племени.
Хотя существуют и другие теории относительно происхождения слова. На всех диалектах боливийского языка Кечуа, слово "чин", что означает «тихий, спокойный», а слово "sinchi" - означает сильный. На языке Мапуче (на котором говорило 10% населения Чили) слово "chilla" дословно переводится, как «маленькая лисица». Союз этих слов можно трактовать как «спокойный, крепкий, маленький, с хвостом лисы».
Так же, еще до становления империи инков, в горах Анд проживало южноамериканское племя индейцев Чынча, или Хынча. Уважаемые представители этого племени носили на себе шубы из необыкновенно красивого, теплого и легкого меха. Сейчас уже трудно сказать, что было первично, а что вторично. То ли племя было названо в честь зверька, то ли зверька стали называть по имени племени. Но в любом случае, не стоит исключать, и такое происхождение этого слова.
В начале 15 века все поселения племени Чынча были разгромлены и уничтожены вступившими на их землю войсками инков. Но красота меха шиншилл не могла остаться незамеченной и была по достоинству оценена захватчиками. Мех шиншилл получил еще большую популярность. Инки, в отличии от индейцев Чынча, стали использовать не только мех этих зверьков, но и прясть пряжу из их пуха, а затем вязать из него одежду для своей знати. Так одежда из шерсти шиншилл стала атрибутом власти и богатства, и была возведена в ранг королевских одеяний. Только избранные представители власти инков имели право носить одежду из меха этого зверя. Так же ценилось и нежное мясо шиншиллы. По приданию, оно помогало при лечении туберкулеза.
Хотя существуют и другие теории относительно происхождения слова. На всех диалектах боливийского языка Кечуа, слово "чин", что означает «тихий, спокойный», а слово "sinchi" - означает сильный. На языке Мапуче (на котором говорило 10% населения Чили) слово "chilla" дословно переводится, как «маленькая лисица». Союз этих слов можно трактовать как «спокойный, крепкий, маленький, с хвостом лисы».
Так же, еще до становления империи инков, в горах Анд проживало южноамериканское племя индейцев Чынча, или Хынча. Уважаемые представители этого племени носили на себе шубы из необыкновенно красивого, теплого и легкого меха. Сейчас уже трудно сказать, что было первично, а что вторично. То ли племя было названо в честь зверька, то ли зверька стали называть по имени племени. Но в любом случае, не стоит исключать, и такое происхождение этого слова.
В начале 15 века все поселения племени Чынча были разгромлены и уничтожены вступившими на их землю войсками инков. Но красота меха шиншилл не могла остаться незамеченной и была по достоинству оценена захватчиками. Мех шиншилл получил еще большую популярность. Инки, в отличии от индейцев Чынча, стали использовать не только мех этих зверьков, но и прясть пряжу из их пуха, а затем вязать из него одежду для своей знати. Так одежда из шерсти шиншилл стала атрибутом власти и богатства, и была возведена в ранг королевских одеяний. Только избранные представители власти инков имели право носить одежду из меха этого зверя. Так же ценилось и нежное мясо шиншиллы. По приданию, оно помогало при лечении туберкулеза.
Именно тогда уже были первые попытки одомашнивания шиншилл. Чем они закончились, так и осталось неизвестным. Но даже такой нарастающий промысел не наносил сильного вреда общей популяции шиншилл. Так как шиншиллы ведут ночной образ жизни и проживают в горной местности, на высотах до 5000 метров над уровнем моря. Охота на них была достаточно сложной задачей для того времени, она не носила массового характера и была строго лимитирована правителями инков.
О Шиншиллах долгое время не было ничего известно за пределами их естественного ареала обитания в южноамериканских Андах.
Первые упоминания о шиншиллах пришли к нам после колонизации территории индейских племен и разгрома империи инков испанцами. В 16 веке, в своих «Комментариях» к многотомной летописи-эпопеи Гомес Суарес де Фигероа, известный нам под псевдонимом своего отца, как Гарсиласо де ла Вега, описывал историю завоевании испанцами инкской империи Тавантин-суйу (позже переименованный в г. Куско). В этих трудах было упоминание о необычайном зверьке – шиншилле. Цитата из книги: «Имеется и другая разновидность кроликов, у них длинный хвост, как у кошки, они живут в пустынях и они не обращают внимания на людей, даже когда их убивают. Во времена королей инков и много лет спустя (так что даже я застал) они использовали волос зверей и делали из него пряжу, чтобы разнообразить цвета одежды, которую они носили. Он имеет светло бурый цвет, цвет пепла, волос мягкий и нежный. Он очень высоко ценился среди индейцев, его использовали только для одежды знати».
Чуть позже, в 1590 году, о шиншилле упоминается и в трудах испанского писателя-историка Хосе де Акоста, в его книге "Historia Natural y Moral de las Indias". В его работе, среди всего прочего есть описание шиншилл. Они описываются как мелкие животные, живущие высоко в горах, внешне напоминающие сусликов.
Год |
Количество штук |
1885 |
184 548 |
1896 |
321 375 |
1897 |
147 468 |
1898 |
332 328 |
1899 |
435 463 |
1900 |
370 800 |
1901 |
385 170 |
1902 |
126 940 |
1903 |
144 000 |
1904 |
314 100 |
1905 |
247 836 |
1910 |
152 863 |
1915 |
3 202 |
1917 |
4 380 |
Переломный момент в истории диких шиншилл наступил после экспедиции Колумба в Южную Америку. Вскоре сюда попали первые Европейцы. К 1537 году, после повсеместного разгрома войск инков, большая часть территории бывшей империи инков оказалась во власти испанцев. Сразу после победы, первые шкурки шиншилл попали к королю Испании, в качестве подарков королевской семье. Их привез капитан испанского корабля, который потерпел неудачу при попытке собрать налоги с индейцев Перу. Но что бы выслужиться перед королевой Juana de Castilla (Хуана Безумная), капитан решает набрать шкурок шиншилл на королевское пальто. Слух о необычайно дорогом и красивом «королевском мехе» быстро разлетелся по всей Европе. К началу 18 века меховые изделия из шиншиллы приобрели огромную популярность. В странах Северной Америки и Европы началась настоящая шиншилловая лихорадка. Желание обладать шубой из шиншиллы подтолкнуло охотников к массовому ее истреблению, уже к концу века, охотники буквально уничтожили все колонии диких шиншилл. В 1899 году «Шиншилловый Король" Ричард Глик, (Лейпциг, Германия), выделал шкуры 78500 животных. А в 1900 и 1901 году, его компанией уже было обработано более 300 000 шкурок. Зверьков уже стали забивать миллионами. Экспорт шкурок, как и количество охотников, с каждым годом все увеличивался, а методы ловли становились все более изощренными. По некоторым оценкам, чтобы удовлетворить все возрастающий ажиотажный спрос на мех, за несколько лет, были пойманы в ловушки несколько миллионов шиншилл. А затем, их шкурки были поставлены в страны Европы и Северную Америку.
В таблице представлены данные только по официальному экспорту шкурок шиншилл из Чили. В нее не входит информация о поставках шкурок шиншилл из других стран, а также животные отловленные браконьерами.
Сложившиеся ситуация могла продолжаться бесконечно долго. Популяция диких шиншилл начала резко сокращаться. А вскоре, шиншиллы практически исчезли со всего материка. К началу 20 века, в прежних местах обитания, этих грызунов почти не осталось. Над ними нависла реальная угроза полного исчезновения как вида. В 1910 году Южно-американские правительства приняли законы, запрещающие отлов и охоту на шиншилл. И только спустя еще 8 лет, в 1918 году, Вашингтонским договором, экспорт шиншилл был окончательно запрещен. Но еще более возросшая цена на мех животного не могла остановить волну браконьерства. С 1929 года предпринимались различные законодательные действия по защите вымирающей популяции шиншилл. В том числе был создан национальный парк Reserva National Las Chinchillas in Auco в Чили.
Этот заповедник дает приют последним колониям Длиннохвостой Шиншиллы в дикой природе. Большой вклад в остановке массового истребления шиншилл внес Аугусто Пиночет. По его указанию территория заповедника, где обитали остатки бывших колоний этих зверьков, была обнесена колючей проволокой, по всему его обширному периметру. Именно в период правления легендарного Чилийского диктатора, шиншиллы были объявлены национальным достоянием государства. Они не подлежали отлову, или уничтожению, а браконьерский промысел шкурок карался смертной казнью.
Но даже, не смотря на все защитные меры и полный запрет на охоту, популяция шиншилл продолжает снижаться. Виной тому является деятельность современного человека. Из-за выпаса домашнего скота, вырубки соседних лесов, разработки горных месторождений, многим хищникам пришлось покинуть свои привычные места обитания и уйти глубже в горы. В результате чего, у шиншилл появились новые враги. Участились случаи нападения на колонии шиншилл диких лис.
И как бы нам не было жалко этого милого пушистого зверька, едва ли мы сможем в ближайшее время, спасти шиншилл от полного их вымирания в их естественной среде обитания.
*Статья была написана с использованием общедоступной информации и картинок из открытых источников.*